Осторожно! Мошенники!
В рамках реализации мероприятий по правовому просвещению в сфере информационной безопасности детей в сети «Интернет», прокуратура Центрального района г. Челябинска направляет информацию для изучения.
Как обезопасить себя от действий мошенников по хищению денег с банковских карт? В настоящее время довольно распространенным преступлением является мошенничество с использованием электронных средств платежа. Ответственность за использование чужого доверия с целью завладения средствами, привязанными к платежной карте, предусматривается статьей 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Существует несколько способов, дающих возможность преступникам распорядиться средствами с чужой банковской карты:
— мошенник может завладеть чужой банковской картой и ПИН-кодом к ней обманным путем;
— карта может быть похищена тайно или открыто, а ПИН-код может быть подсмотрен; снят на микрокамеру, установленную рядом с банкоматом и направленную на устройство ввода; считан при помощи специальной накладной клавиатуры.
Это неисчерпывающий перечень действий преступников по завладению денежными средствами с использованием кредитной карты. Узнать информацию об имени держателя, срок окончания действия и CVC-код платежной карты, используемой для покупок и платежей в Интернете, мошенник может на порталах, не снабженных дополнительной защитой (3D- secure) в виде подтверждения транзакции посредством СМС-сообщения. Кроме того, зачастую мошенники представляются сотрудниками банков и других известных компаний и по телефону сообщают своей жертве якобы о выигрыше в конкурсе или о поступлении платежа, который можно получить, произведя определенные действия через банкомат.
В результате указанных действий преступников, неподготовленный человек может запросто остаться без денежных средств на своем банковском счете.
Для защиты от подобных мошенников следует придерживаться некоторых правил:
— никогда и никому, ни при каких обстоятельствах нельзя передавать такие конфиденциальные данные, как логин, пароль или реквизиты вашей банковской карты (секретный код безопасности CVV2, подтверждающий подлинность карты, имя ее владельца, срок действия) и, разумеется, ПИН-код. Кроме того, если банковская карта привязана к номеру сотового телефона с функцией отправки СМС сообщений с кодом подтверждения операции с картой, нельзя сообщать данный код другим лицам;
— необходимо выбирать банкоматы, расположенные внутри офисов банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;
— необходимо при вводе ПИН-кода закрывать клавиатуру банкомата рукой;
— при возникновении проблем нельзя пользоваться советами «случайных помощников», лучше сразу позвонить в банк и заблокировать карту. Если карта осталась в банкомате и не известен телефон банка, можно позвонить в компанию, осуществляющую техническое обслуживание банкомата (номер должен быть указан на терминале);
— в случае потери карты или при наличии оснований полагать, что третьи лица узнали ее реквизиты, необходимо срочно обратиться в банк и заблокировать ее;
— необходимо помнить, что банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов;
— необходимо незамедлительно информировать банк. Необходимо отслеживать списания с карты, обращать внимание на те, которые Вы не узнаете или которые подозрительно выглядят;
— нельзя принимать всерьёз сообщения о выигрыше или о Ваших высоких шансах выиграть в лотереях, конкурсах или играх, в которых не принимали участие.
Кроме того, есть ряд правил, соблюдение которых поможет сохранить денежные средства при осуществлении платежей или банковских операций с помощью сети Интернет:
— не переходить по ссылкам, указанным в поступивших сообщениях, потому что безопаснее вводить ссылку вручную на уже проверенном сайте в строке браузера.
— обязательно проверять адресную строку, если поступил запрос на повторную авторизацию, чтобы убедиться, на том ли сайте находитесь;
— перед вводом логина и пароля, проверять, защищено ли соединение (наличие перед адресом сайта букв «https» говорит о защищенном соединении);
— всегда проверять источник входящих писем и сообщений, ведь может быть небезопасным даже письмо, присланное лучшим другом, так как его могли также обмануть или взломать телефон, почту, аккаунт;
— не заходить в интернет-банк с чужих компьютеров или телефонов (если пришлось это сделать, то по завершению сессии необходимо нажать «Выход» и очистить кэшпамять);
— не вводить без необходимости свои персональные данные, помимо логина и пароля;
— лучше использовать сложный пароль для входа в личный кабинет, а также одноразовые пароли, запрашиваемые банками для подтверждения действий в личном кабинете;
— оперативно уведомлять банк при получении подозрительных сообщений на телефон, не звонить по указанным в них номерам. Также необходимо информировать банк в случае смены номера или утраты SIM-карты;
— установить пароль на телефон и не снимать блокировку с экрана при посторонних лицах;
— запретить оператору связи замену SIM-карты по доверенности;
— до совершения покупки в интернет-магазине необходимо собрать информацию о продавце: физический адрес продавца (не абонентский ящик), его телефон, отзывы в Интернете. В случае негативных отзывов, сведений об обмане и т.д., лучше не рисковать;
— использовать для покупок в Интернете банковскую карту с высокой степенью защиты;
— игнорировать сообщения с просьбами предоставить личную или финансовую информацию;
В случае если Вы все же стали жертвой мошенников, Вам необходимо обратиться с заявлением в дежурную часть ближайшего к вам отделения полиции.