Законодательное регулирование информационной безопасности детей
Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами. Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы.
При разумном и эффективном сотрудничестве общественных и государственных институтов информационные и коммуникационные технологии могут быть ключевыми элементами политики, способствующими сохранению культуры России, укреплению нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитию системы культурного и гуманитарного просвещения.
Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471 -р утверждена Концепция информационной безопасности детей, в соответствии с которой, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
-необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
-воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
-создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
-обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций;
-открытость и взаимодействие с другой информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.
Совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным, совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид, занятие проституцией, бродяжничество и другие виды противоправного поведения.
При реализации государственной политики в области информационной безопасности детей учитываются психолого-педагогический и художественно-культурный аспекты при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей — участников глобального информационного процесса.
Так же в достаточной мере эффективен возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который учитывался при создании Федерального закона РФ от 21.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Законодателем введен механизм административного регулирования вопроса защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью. Так, статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и развитию.
Частью второй данной статьи предусмотрена административная ответственность за неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством Интернета информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программноаппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В соответствии со статьей 6.21 КоАП РФ, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выражающаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающих
интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно — наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет за собой наказание в
виде штрафа в размере до 1000000 руб. и приостановление деятельности организации до 90 суток. Действия, совершенные с применением средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», также административно наказуемы.
Привлечение лиц к административной ответственности по статье 6.26 КоАП РФ следует и за организацию публичного исполнения произведений литературы, искусства и народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурнопросветительского или зрелищноразвлекательного мероприятия, в том числе при повторном совершении данных действий. Наказание предусмотрено в виде штрафа размером до 100000 руб.
Также являются административным правонарушением действия лиц по распространению экземпляров аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения, за них следует наказание по статье 6.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 100 000 руб.
При злоупотреблении свободой массовой информации, в соответствии со статьей 13.15 КоАП РФ — незаконном распространении информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, предусмотрено
административное наказание в виде административного штрафа в размере до 1млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
В соответствии с приказом Минсвязи и массовых коммуникаций от 16.06.2014 № 161 утверждены требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Данные требования применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в местах, доступных для детей, а также при предоставлении в соответствии с ч. 1 ст. 14 данного закона доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей.
При обнаружении печатной продукции или распространения информации, запрещенной для детей в СМИ, на интернет — ресурсах, до возникновения негативных последствий для ее потребителей, вопрос об ограничении доступа к такой информации решается в гражданском порядке. Прокуроры обращаются в суд с заявлениями в защиту неограниченного круга лиц, чьи интересы затронуты в результате распространения сведений, содержащих и пропагандирующих насилие, жестокость, экстремистские настроения и другие.